История учреждения

История школы

   История одной из первых московских лингвистических общеобразовательных школ - средней школы №1223 - насчитывает уже более 80 лет.

1937 год. Октябрьский район Москвы, почти окраина города. Забытое место между Старым Коптево и Михалково. Из признаков цивилизации – только трамвай. И вот, по адресу Михалковское шоссе, дом 13, среди огородов, бараков и сосен появляется четырехэтажный «небоскреб» из серого кирпича. Это и была полная средняя школа-десятилетка школа №602.

В 1937 г. в школе учится 22 , а через год (в две смены) 33 класса. (1.200 человек!). Большинство учеников из семей научных сотрудников городка Наркомсоюза, которые живут в 1-2 этажных бараках. Работало в школе 36 учителей, первым директором школы был Логинов Николай Яковлевич.

Но недолго проучились дети в новой красавице-школе.

После начала Великой Отечественной войны в 1941 году в школе расположился консультационный пункт. Здесь учились ученики тех школ района, которые были закрыты. Они получали задания, готовились самостоятельно, а потом сдавали экзамены. Байкова (Орлова) Валентина Михайловна, окончившая 10 классов нашей школы экстерном в 1942 г., вспоминала, что в это время училась она вместе с Александром Космодемьянским. Правда, когда стало известно о гибели его сестры Зои, он по разнарядке военкомата поступил в танковое училище.

По призыву райкома комсомола, школьники стали помогать готовить под госпиталь общежитие Тимирязевской Академии. Некоторые старшеклассницы остались там. Они помогали раненым, помогали врачам.

Остальные ученики были эвакуированы в город Талдом, где их учили в школе-интернате. Директором школы стала учитель истории Щеглова Евгения Львовна, и оставалась на этом посту 33 года до 1974г.

В 1941 г. вместе со своими учениками в эвакуацию уезжали и их учителя . Именно они помогали детям пережить разлуку с родителями, голод и холод неустроенной жизни. Они жили с детьми под одной крышей, отдавая им тепло материнской души и только поздно ночью, уложив спать ребят, они могли поплакать в подушку о мужьях, ушедших на фронт, о порушенной жизни. Вместе с учениками учителя собирали мерзлую картошку, вязали носки и варежки солдатам на фронт, пекли хлеб, писали письма. Учителя старались устраивать будни детей так, чтобы они жили прежней жизнью, не думая о войне. Они полностью отдавали себя детям, заменяя им родителей. Ученики, в свою очередь, радовали учителей учебой и помогали им.

Свидетелем тех трудных лет стала Елизавета Синаевна Карасик. Вместе с ней в эвакуации была и ее пятилетняя дочка. Наверно, нет ничего удивительного в том, что дочь Циля Даниловна Карасик, став взрослой, продолжила дело матери. Долгие годы она проработала учителем биологии в нашей школе.

Только в 1943 году дети вернулись из эвакуации обратно в Москву. Школа стала женской. Мальчики ушли в соседнюю 215-мужскую.

Перед началом занятий во дворе 5-10 классы проводили зарядку
Учащиеся 8, 9, 10 классов в школе № 602 изучали военное дело — телефонию. При школе был специальный кабинет, где девочки на приборах и аппаратах практически изучали связь. Так они готовились, если понадобится, стать связистками. Преподавателем был капитан Костин Н.С.

При школе и мелся опытный огородный участок. Учительница
биологии Прохорова Н.П. руководила работами. В школьном огороде выращивали картошку, морковку, свеклу и многие другие овощи. Классы имели свои участки, На лето выделялась для работы на огороде особая огородная группа (25 человек), которая обрабатывала посаженные овощи. Ученики с энтузиазмом относились к такой затее. Даже ученики пятых классов участвовали в создании школьного огорода. Такие мероприятия сильно сближали ребят.

Несмотря на то, что еще шла Великая Отечественная война, школа уже жила обычной жизнью, в чем, конечно, большая заслуга учителей.
Удивительно, что кружков в школе было не меньше, чем сейчас.

При школе имелась вязальная мастерская. В ней обучалось 317 человек. Руководила кружком Спасская Ю.И. — преподавательница физики в школе.
Регулярно по расписанию с ноября 1943 года по 5 мая 1944 года
велось обучение бальными танцами. Было множество других кружков: кружок юннатов, стрелковый кружок, дополнительные занятия по химии и литературе. После открытия театрального кружка, в школе стали ставить разные сценки, обыгрывали отрывки из художественных произведений. В школе создали хор, кружок ритмики, атеистический кружок, кукольный театр. Ребята сами пыли костюмы для придуманных ими же героев театра. Зимой работал лыжный кружок. К сожалению, никого из тех учителей уже нет в живых, но благодарная память о них жива в душах их учеников, которые уже сами теперь бабушки и дедушки сегодняшних учеников школы. « Я любила свою школу, своих учителей. В лице их всегда видела старших товарищей, которые всегда протянут руку помощи. Именно они научили меня ценить жизнь любить людей, трудиться. Они дали мне путевку в жизнь», - так вспоминает о своих учителях Кравцова Светлана Алексеевна, ученица военной поры.

Время шло. Мир менялся. А вместе с ним менялась и школа.

В50-е годы в школу приходят новые учителя: Керцбурд Александр Наумович – старший пионервожатый и учитель истории, Харчевникова Любовь Яковлевна-учительница начальной школы, Жабинский Вячеслав Иванович-учитель черчения и многие другие. А среди них- выпускница школы, в годы войны с другими детьми побывавшая в эвакуации -Генкина Эмилия Марковна. Трудовой стаж Эмилии Марковны составил -59 лет, из них 55 лет в одной школе (с 1950 по 2005гг)!

За это время она была не только учителем истории, но и старшей вожатой, затем организатором внеклассной и внешкольной работы, социальным педагогом.

Именно Эмилия Марковна стала инициатором дружбы учеников нашей школы с Центральным детским театром (ныне РАМТ).

До последнего Эмилия Марковна оставалась хранителем школьных традиций. В ее трудовой биографии нашла отражение вся история нашей школы, а ученики ее бережно хранят память о своем любимом учителе.

В 1958 году было введено совместное обучение. В школу пришли мальчики. Тогда пристроили спортивный зал. Стройка работала под девизом «Мы сами». Ребята трудились в 3 смены. Газета «Московский комсомолец» приезжала фотографировать юных строителей, а двух учеников(Володю Пафнутова и Рудика Бызарь) даже зачислили в рабочую бригаду с окладом 100 рублей в месяц.

В 1960 году в Москве стали появляться учебные заведения с преподаванием ряда предметов на английском языке. Наша школа стала 9 спецшколой, в которой не только изучали английский язык с первого класса, но и преподавали географию, физику, литературу и историю на английском языке.

Пришли новые учителя английского языка -. Десницкая Кира Христофоровна, Шпаковская Маргарита Борисовна, Маслова Тамара Ивановна, Дмитриева Ольга Михайловна, Большакова Ирина Михайловна.

На уроках английского классы делятся на 3 подгруппы. В 1969 году пристроено 3-е здание с актовым залом.

До сих пор нас вспоминают как знаменитую девятку! Школу, которая за короткий срок получила широкую известность в образовательных кругах столицы, как школу, выпускающую детей имеющих высокий уровень образования, свободно говорящих на английском языке.

В течение 30 лет «девятка» активно поддерживала дружбу с Центральным детским театром. Сначала в школе не было актового зала, и артисты театра выступали перед учащимися и учителями в школьном коридоре 2-го этажа, и в здании Клуба московской окружной железной дороги ( позднее клуб назовут «Железнодорожник»).

В теплую погоду уроки физкультуры проходили на соседнем стадионе «Локомотив». Зимой на физкультурные лыжные прогулки старшеклассники отправлялись на другой стадион – «Науку», где брали напрокат лыжи.

Летом старшеклассники с учителями выезжали в школьный трудовой лагерь куда-нибудь в Подмосковье, а однажды даже в Одесскую область. Эта традиция просуществовала 18 лет. Работали по полдня, а в свободное время пели песни, купались, загорали, ходили в походы, жили очень весело.

Походы и поездки, учеба, интересные встречи… А еще- театр…

Халфин Юлий Анатольевич преподавал русский язык и литературу. Школьный поэтический театр был его детищем. Юлий Анатольевич называл его Школьный Полифонический Театр, который стал настоящей школой жизни для многих учеников.

В 1987 году школе был присвоен номер 1223.

У школы появился новый энергичный директор-Тимофеева Галина Тихоновна. За годы пребывания Галины Тихоновны на посту директора 9 педагогов стали финалистами конкурса «Учитель года», пятеро - выиграли «Грант Москвы», а четверо, включая Галину Тихоновну, получили высокое звание «Заслуженный учитель РФ». Это Лебедева Ирина Ивановна, Нестифорова Лариса Александровна, Загородняя Светлана Андреевна.

В 2006 году была проведена реконструкция школы, появилось новое просторное здание, позволившее проводить обучение в одну смену. В школе работают 20 кабинетов иностранного языка, оборудованы пять лингафонных кабинетов, к услугам ребят - персональные компьютеры; каждый учебный класс подключен к сети Интернет, возможности которой педагоги школы широко используют в процессе обучения языкам, а также основным предметам.

Но, как бы не менялась школа, в ней во все времена работали замечательные учителя. В нашей школе прекрасный коллектив, в котором непоседливая живость учеников уравновешивается мудростью учеников.